
И почему от этого смешно и страшно.
И почему от этого смешно и страшно.
Украинский (или бывший украинский) политик Виктор Медведчук, ранее обвиненный руководством своей страны в госизмене и вывезенный в Россию в ходе одного из обменов пленными (что вызвало серьезное недоумение даже в лагере патриотов: к российским военнопленным украинец Медведчук не имел никакого отношения), а позже лишенный гражданства Владимиром Зеленским, дал интервью Russia Today.
Специальный корреспондент ЯРНОВОСТЕЙ Екатерина Винокурова внимательно прочитала это интервью и — за исключением особенностей темперамента! — не поняла, чем оно принципиально отличается от аналогичных интервью, например, Гарри Каспарова (признан иноагентом) западной прессе.
Начнем с того, что для русскоязычного политика Медведчук крайне плохо владеет русским языком или же испытывает нехватку мыслей для формулировок на русском языке. Чего только стоит пассаж: «Знаете, у меня есть дальнейший не план, а планы. И я, когда придет время и когда я увижу реальность их реализации, обязательно об этом скажу, в том числе и публично… Вы знаете, я считаю, что идеи сегодня главное. Потому что у идеи должны быть сторонники. А лидеры — они появятся… На Украине есть люди, но нет идеи. У нас есть идея. Значит, будут лидеры, значит, будут дела. Надо их реализовывать. И как мы будем это делать — вы все это увидите. Но то, что мы это будем делать, как минимум будем пытаться это делать — это однозначно»!
Во-вторых, Медведчук, как и Каспаров (иноагент), нарушает главное правило политика хоть в изгнании, хоть на родине: обязательно скажи хотя бы раз, что любишь свою страну. Лучше — не один раз.
То есть в случае Медведчука в самом начале интервью должна была прозвучать следующая реплика: «Я обожаю Украину. Я люблю Украину. Я люблю украинцев, всех и каждого. Все, что я делал, делаю и буду делать, я делаю из любви к своей стране».
Ту же самую ошибку, кстати, совершает в своих интервью и Гарри Каспаров (напоминаем: иноагент!). Он, как и Медведчук, несет то, от чего у нормального гражданина Украины/России (в зависимости от того, кого из этих двоих они смотрят), начинается идиосинкразия: мол, никакой Украины не существует, и я буду говорить не о будущем страны Украины, а о будущем ее жителей.
Нормальный обыватель на этой ноте широко открывает глаза и вопрошает: «Простите, он что, хочет расчленения и уничтожения нашей страны?».
Но Медведчук/Каспаров (как вы уже выучили, иноагент) не видит противоречий и продолжает:
«Это новое общественно-политическое движение, которое должно продемонстрировать, что Зеленский, интеллигентно выражаясь, неправ. Потому что, когда он говорит, что за его спиной "монолит" — украинский народ, и он считает, что Россию надо уничтожить и Запад должен в этом помочь, то я говорю: это не так.
Когда мы объединим этих людей и узнаем их позицию (а я почему-то уверен, что эта позиция против власти и против Зеленского), это уже будет совершенно другое. Это движение покажет, что Украина не монолитна в своих взглядах и в своей якобы поддержке Зеленского и его преступного режима. Вот сегодня главная задача.
А говорить о том, что будет делать это общественное движение, какого представителя оно изберет, — это же зависит от миллионов людей, которые находятся в России, на Украине, в Европе.
Это те миллионы, которые не согласны с действиями Зеленского. Их надо сегодня выкристаллизовать, их надо объединить общими идеями, их надо объединить общим представительством — и тогда рассуждать о будущем украинцев. И о том, что они готовы сегодня делать для того, чтобы это будущее, как раньше говорили, было светлым и беспроблемным. Хотя до этого еще так далеко и очень, очень многое надо сделать».
Каспаров (повторяем все вместе: иноагент!) обычно в этих местах интервью несколько более конкретен и говорит об Учредительном собрании, которое будет состоять в первую очередь из эмигрантов и которое проведет реформы, накажет всех причастных и будет курировать выборы нового российского парламента.
Но, несмотря на стилистические различия, перед нами снова классическая версия «Душой я с вами, в Сибири, на каторге, а телом — в гостинице в Швейцарии».
Как и кого Медведчук собирается объединять, сидя в Москве?
Может быть, он каждый день посещает центры размещения украинских беженцев (исходя из того, что мы знаем о его бизнесе, состоянии, партнерах и богатых друзьях, он вполне может себе позволить такие визиты, не объявляя денежных сборов) с гуманитарной помощью? Каждый день разбирает кипы бумаг, чтобы помочь соотечественникам преодолеть российскую бюрократию? Отправить детей в школы, устроиться на работу, получить медпомощь, заказать протезы, добиться операций и продолжения химиотерапии от рака? Может быть, его приемная работает в скромном полуподвальном офисе в Москве, а в ней уже трудятся волонтеры, которые готовы стать основной будущего движения?
Или же это очередная итерация «пусть ту власть как-нибудь победят, а я вернусь и буду все решать»?
Заметьте: я не стану возражать, что на Украине есть украинцы, не согласные с политикой Владимира Зеленского (как и не стану возражать тезису иноагента Каспарова, что в России есть россияне, не согласные с политикой Владимира Путина), но просто какое им дело до Медведчука и есть ли хоть одна причина, по которой они должны взять на себя риски, чтобы потом привести на царство эмигранта на пуховой подушке?
Ответ на самом деле очевиден: никакого «народного» адресата у этих посланий нет, никаких планов делать какие-то движения тоже нет — что у Медведчука, что у иноагента Каспарова. Есть планы продолжать комфортные встречи с российскими/западными элитами в уютных дорогих ресторанах, давать интервью.
Может быть, Медведчук еще и подхватит идею своего иноагентского коллеги по духу и даже начнет проводить в России «Форум свободной Украины», чтобы сходство было полным.
Ну а политическим элитам, возможно, стоит задуматься, почему после таких интервью людей, которых они хотят представить своей будущей надеждой и опорой, даже самые верноподданные журналисты только что не хохочут им в лицо.
Политик, который ни разу не упоминает о любви к своей стране и лишь сдает бесконечный экзамен на тему «что дозволено», это всегда жалкое зрелище. А главное — бесперспективное.
Остается только выдохнуть: в реальном мире мы никогда не увидим ситуации, в которой Россию возглавит Гарри Каспаров (иноагент), а Украину — Виктор Медведчук.
Такой мир был бы точно хуже нынешнего.
Екатерина Винокурова
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Фото: Сергей Нужненко / Reuters
Распечатать
Комментарии: