ТРОЙКА_РЕД
Альфа_мед

Специальные мэры: глав городов на новых российских территориях будут назначать

В Кремле продолжают обсуждать вопрос интеграции новых территорий. Напомним, так называют ДНР, ЛНР, а также части Запорожской и Херсонской областей Украины, перешедшие в ходе спецоперации под контроль Вооруженных Сил России, где впоследствии были проведены референдумы о вхождении в состав РФ.

В частности, наши собеседники говорят, что, когда там будет снято военное положение, прямые выборы мэров (такова была украинская практика) не вернутся: глав городов будут избирать голосованием депутатов местных советов.

— Глав городов повсеместно будут избирать через советы депутатов, но пока там сохраняются ВГА (военно-гражданские администрации — прим. ЯРНОВОСТИ), — поясняет источник, близкий к Администрации Президента, непосредственно участвующий в процессе проведения внутренней политики Москвы на новых территориях.

Депутат Госдумы от «Единой России» политтехнолог Олег Матвейчев настроен осторожнее:

— Этот вопрос (порядок избрания мэров городов на новых территориях) еще в стадии дискуссии, нет пока четкого решения, что точно будут прямые выборы или точно непрямые. Наверняка в любом случае будут какие-то недовольные, если выборы не будут прямыми. Конечно, в этом случае и украинская сторона будет педалировать вопрос в соцсетях, будут писать, что, мол, Россия не дает демократии, не дает избираться… Но, во-первых, напомню, при Украине на этих территориях губернаторы не избирались, а назначались, избирали мэров, но не глав регионов. Во-вторых, да, если это территория России, надо принимать для управления российские модели; по муниципальному управлению у нас их есть несколько, но надо учитывать опасности, связанные с проведением СВО. Выборы всегда и везде являются катализатором экстремистских настроений, обострения политической ситуации, это точно не то, что сейчас нужно и власти, и самим жителям этих территорий. Вполне может быть, что избрание главы города депутатами для территорий будет только полезно, — считает Матвейчев.

Напомним, что в России процесс отмены прямых выборов мэров в крупных городах длится уже около десяти лет. Изначально основной причиной назывались конфликты избранных глав с губернаторами, неформально — то, что на выборах мэров иногда побеждали не те люди, на которых делал ставку Кремль (Евгений Урлашов в Ярославле, впоследствии признанный Минюстом иностранным агентом Евгений Ройзман в Екатеринбурге, Сардана Авксентьева в Якутске, Галина Ширшина в Петрозаводске и так далее).

Недавно прямые выборы мэра были отменены в одной из немногих региональных столиц, где они еще сохранились, — в Томске. Как и в других субъектах, это произошло по инициативе «Единой России», решившей отменить выборы под предлогом экономии средств и заменить их на конкурсную процедуру. В настоящий момент напрямую жители могут избирать глав Хабаровска, Якутска, Абакана, Новосибирска, Анадыря и Улан-Удэ. В администрациях четырех из этих регионов заявили, что там началось активное обсуждение вопроса, надо ли сохранять непосредственное волеизъявление избирателей.

Еще осенью собеседники ЯРНОВОСТЕЙ говорили, что отмена прямых выборов мэров пройдет и в малых городах.

Эксперты считают, что никаких публичных протестов на новых территориях в случае отмены прямых выборов мэров не последует, а сама отмена полностью укладывается в общие тренды российской внутренней политики.

— Не думаю, что там могут быть протесты. В целом, переход на непрямые выборы мэров — это общероссийская тенденция. Думаю, это будет принято и едва ли вызовет большие возражения, — считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Оппозиционный политолог Аббас Галлямов считает, что на новых территориях «в политическом смысле местное население сейчас отсутствует, его субъектность полностью раздавлена в жерновах конфликта между Россией и Украиной».

— Там легитимизирован любой уровень репрессий, поэтому протест сейчас невозможен, — оценивает ситуацию Галлямов.

Глава Центра развития региональной политики Илья Гращенков напоминает, что в России осталось всего несколько городов, где сохранились прямые выборы мэров, вместо этого повсеместно вводят модель с наемным сити-менеджером и главой совета городских депутатов, который выполняет символические функции мэра.

— Логично, что на новых территориях распространят такую модель. С выборами там есть сложности: часть элит — это еще украинские люди, часть — военные. Если там будут прямые выборы на местном уровне, то люди могут проголосовать за не совсем управляемых Москвой людей. Непрямая модель дает возможность держать руку на пульсе. Не думаю, что ужесточение модели местного самоуправления вызовет протесты, так как на новых территориях сейчас военное положение, пока там выборов просто не будет. Время после СВО тоже не будет располагать к протестам, их будут купировать — хотя мы не знаем, как может меняться ситуация и какие могут быть риски, — добавляет Гращенков.

Екатерина Винокурова

Специально для ЯРНОВОСТЕЙ

РаспечататьЕвгений Минченкоаббас Галлямовилья гращенковукраинский конфликтОлег Матвейчевсвоновые территории

СтройТрест
МебельМаркт3

Сердце_Ярославля

© 2011 — 2023 "ЯРНОВОСТИ". Сделано наглядно в Modus studio

Яндекс.Метрика